Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/vladgym/vladgym.ru/docs/libraries/joomla/document/feed/renderer/atom.php on line 56
Программы https://vladgym.ru/index.php/2024-02-05-02-59-49/2024-02-05-03-02-39 2024-05-08T20:24:36Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Программа наставничества 2024-02-08T05:32:30Z 2024-02-08T05:32:30Z https://vladgym.ru/index.php/2024-02-05-02-59-49/2024-02-05-03-02-39/2359-2024-02-08-05-32-30 news c0d9d@mail.ru <p style="text-align: center;"><span style="font-size: small;"><span style="color: #ff6600;"><strong>Программа наставничества</strong></span></span></p> <p style="text-align: justify;">Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.</p> <p style="text-align: justify;">Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику.</p> <p style="text-align: justify;">Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.</p> <p style="text-align: justify;">Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.</p> <p style="text-align: justify;">Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #ff6600;">МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ НАСТАВНИЧЕСТВА </span></strong></p> <p style="text-align: justify;">Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы. Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:</p> <p style="text-align: justify;">Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности. Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.</p> <p style="text-align: justify;">Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.</p> <p style="text-align: justify;">Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #0000ff;">Требования, предъявляемые к наставнику:</span></strong></p> <p style="text-align: justify;">-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;</p> <p style="text-align: justify;">-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;</p> <p style="text-align: justify;">-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);</p> <p style="text-align: justify;">-проводить необходимое обучение; -контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;</p> <p style="text-align: justify;">-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;</p> <p style="text-align: justify;">-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;</p> <p style="text-align: justify;">- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;</p> <p style="text-align: justify;">-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;</p> <p style="text-align: justify;">-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;</p> <p style="text-align: justify;">-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;</p> <p style="text-align: justify;">-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;</p> <p style="text-align: justify;">-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Требования к молодому специалисту:</strong></span></p> <p style="text-align: justify;">- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;</p> <p style="text-align: justify;">- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;</p> <p style="text-align: justify;">- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;</p> <p style="text-align: justify;">- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #0000ff;">Основные формы</span></strong></p> <p style="text-align: justify;">Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие опытного педагога, имеющего профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов) с молодым специалистом (при опыте работы от 0 до 3 лет), испытывающим трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Технологии </strong></span></p> <p style="text-align: justify;">Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Методы </strong></span></p> <p style="text-align: justify;">Методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.</p> <p style="text-align: center;"><span style="font-size: small;"><span style="color: #ff6600;"><strong>Программа наставничества</strong></span></span></p> <p style="text-align: justify;">Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.</p> <p style="text-align: justify;">Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику.</p> <p style="text-align: justify;">Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.</p> <p style="text-align: justify;">Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.</p> <p style="text-align: justify;">Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #ff6600;">МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ НАСТАВНИЧЕСТВА </span></strong></p> <p style="text-align: justify;">Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы. Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:</p> <p style="text-align: justify;">Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности. Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.</p> <p style="text-align: justify;">Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.</p> <p style="text-align: justify;">Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #0000ff;">Требования, предъявляемые к наставнику:</span></strong></p> <p style="text-align: justify;">-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;</p> <p style="text-align: justify;">-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;</p> <p style="text-align: justify;">-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);</p> <p style="text-align: justify;">-проводить необходимое обучение; -контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;</p> <p style="text-align: justify;">-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;</p> <p style="text-align: justify;">-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;</p> <p style="text-align: justify;">- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;</p> <p style="text-align: justify;">-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;</p> <p style="text-align: justify;">-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;</p> <p style="text-align: justify;">-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;</p> <p style="text-align: justify;">-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;</p> <p style="text-align: justify;">-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Требования к молодому специалисту:</strong></span></p> <p style="text-align: justify;">- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;</p> <p style="text-align: justify;">- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;</p> <p style="text-align: justify;">- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;</p> <p style="text-align: justify;">- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;</p> <p style="text-align: justify;">- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.</p> <p style="text-align: center;"><strong><span style="color: #0000ff;">Основные формы</span></strong></p> <p style="text-align: justify;">Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие опытного педагога, имеющего профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов) с молодым специалистом (при опыте работы от 0 до 3 лет), испытывающим трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Технологии </strong></span></p> <p style="text-align: justify;">Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество.</p> <p style="text-align: center;"><span style="color: #0000ff;"><strong>Методы </strong></span></p> <p style="text-align: justify;">Методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.</p>