ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Главное меню

Onlyoffice

Проекты CRM Документы

Единый Государственный Экзамен (11 класс)
Зависимость Еркеса-Додсона – одна из причин ошибок ученика на уроке PDF Печать E-mail
Автор: news   
01.04.2010 09:06

 

Часто ученик выходит из кабинета раздраженный и недовольный собой. Казалось бы, он на протяжении всего занятия интенсивно и достаточно успешно работал. Но незадолго до конца урока он совершил грубые ошибки при выполнении классной работы, которые сводят на нет всю предыдущую работу. С чем это может быть связано?

Дело в том, что существует определенная мера мотивации и зависимость силы желания от результатов деятельности при прочих равных условиях. Эта зависимость получила название закона Еркеса-Додсона и определяется следующим образом: «Чем сильнее желание, тем лучше результаты. Но – лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются» (Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976, с. 74). 

Проявление этого закона хорошо описано в одном из экспериментов, поставленном А.Н. Луком: в экспериментальной группе за каждую дополнительно решенную задачу выплачивалась премия, растущая в геометрической прогрессии для каждой следующей задачи; оказалось, что при слишком большой сумме из-за спешки и перевозбуждения испытуемые начинали делать ошибки.

Такое поведение связано с тем, что в интеллектуальной работе участвуют вполне определенные участки коры головного мозга, в то время как другие участки должны тормозиться, но под воздействием сильных эмоций человека у него наступает возбуждение всех участков одновременно, что и приводит к ухудшению работы мозга.

Если человек выполняет какую-то работу, например, заполняет калькулятор каско на компьютере, внезапное сокращение времени на отведенную деятельность, либо поступление какой-то волнующей его информации, может привести к резкому ухудшению результатов работы.

Однако если взрослый человек, осознавший происходящие с ним процессы, способен в большинстве случаев затормозить свои эмоции и благополучно завершить начатое страхование каско, то ребенку справиться с собой крайне сложно.

Теперь совершенно очевидным становится поведение учащихся во многих ситуациях, сходных с той, что описана выше. В начале урока ученик спокоен, стойкая мотивация приводит ко вполне успешной деятельности, однако к концу занятия желание завершить проделанную работу в очень короткий срок резко усиливается, возникают сильные чувства, которые приводят к ухудшению интеллектуальной работы.

Особенно сильно такой эффект вредит на уроках информатики, поскольку ошибки, совершаемые при работе на компьютере, могут в считанные секунды изменить работу до неузнаваемости или вовсе уничтожить ее. Знание обозначенного закона  позволит учителю взять под контроль ситуацию и вовремя принять меры по устранению нежелательных последствий влияния эмоционального состояния учащихся на результаты их работы.

 

Обновлено 11.01.2016 10:34
 
<< Первая < Предыдущая 21 22 Следующая > Последняя >>

Страница 22 из 22

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся