Русско – французский альянс. Бинарные уроки.
Мастерская. Обобщение опыта
М.Д.Бондарь, учитель русского языка,
Е.В.Поддубняк, учитель французского языка
Учитель тот, кто убивает страх.
Учитель тот, кто утверждает Радость.
Философские чтения
Учитель и ученик растут вместе:
Обучение – наполовину учение.
Ли Цзи
Одна девочка написала в своем сочинении: «Жизнь требует часто больше того, что мы выучили в школе». Как найти конструкцию урока, которая бы позволила ученику в любой самой сложной ситуации умело организовать поиск своего пути? Нам кажется, на этот вопрос в какой-то мере отвечает французский педагог Селестен Френе. Однажды познакомившись с французскими ателье, мы заинтересовались этой образовательной технологией. Диалог – неотъемлемый признак любой гуманитарной технологии. Школьное обучение должно строиться как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания.
Наиболее эффективной формой, способствующей развитию навыков взаимодействия в диалоге, является мастерская, благодаря присутствию в ней моментов выбора, само- и социоконструкций, социализации, рефлексии. Последовательность этапов любой мастерской есть не что иное, как смена формы, уровня и содержания диалога: от внутриличностного с самим собой к внешнему – диалогу взглядов, идей, логик, культур. Целью обучения становится развитие личностных качеств и интеллектуальных способностей обучаемого, его мышления.
«Мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, который создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества. Цель мастерских: внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка» (Педагог гуманитарной гимназии № 74 Н.В. Тарасова)
Чем отличается она от урока? Мастерская – «это событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве рождается нечто и люди «мастерят» - конструируют свои знания» (д.п.н. Е.О. Галицких). Целью этой педагогической технологии является не прямая передача информации, а совместный поиск.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
В процессе такой работы ученик, используя все виды человеческого взаимодействия – работа в парах сменного состава, в малых группах, неоднократно, межгрупповая социализация; индивидуальная и фронтальная работа; задействованы разные каналы ввода информации; используются разные виды предъявления продукта творческой учебной деятельности, включены как чувственно-эмоциональная, так и когнитивно-логическая сфера учащегося. На мастерской чрезвычайно важно богатство видов деятельности «в режиме сотрудничества», что обеспечивает участникам мастерской решать разные учебные и воспитательные задачи и «овладевать различными способами действия, переводя их во внутренний план субъектов действия», так считает к.п.н. Н.И. Белова. В.В. Гузеев отмечает, что для учащегося интимно-личностное общение является ведущей деятельностью и реализуется через взаимодействие внутри группы (численностью от двух до шести человек), и здесь очень важны мнения и ценности, обсуждаемые в групповом общении, на которые ориентируется в своем поведении ученик
Педагогическая мастерская всегда нацелена на результат, но результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.
При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные. Важнейшей свойством мастерской является тот факт, что все участники активно «проживают» какую-либо проблему, исследуемую в каждой конкретной ситуации. Проживая и рефлексируя (отражая, анализируя) учащийся в процессе проживания осознает свою собственную позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию проживания, так и с изучаемой информацией.
Педагогическая мастерская технологична, так как создается по определенному алгоритму. Алгоритм - «точное предписание о выполнении и определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа».
Алгоритм мастерской:
- Начало мастерской (индуктор) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может быть и вещь, и звук, и символ, т.е. нечто. Оно активизирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность (в нашем случае это было деление на слоги и детские имена)
- Первый этап - работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов ( в нашей мастерской - это создание новых слов, ассоциаций)
- Второй этап обращает к новой информации, ее обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, текстов), к корректировке творческого продукта. Социализация (обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов - кульминационный момент мастерской. Афиширование предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций. ( в нашей мастерской - это создание текста)
- Рефлексивный этап - завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.
Различают следующие типы мастерских:
- мастерские творческого письма
- мастерские построения знаний
- мастерские по самопознанию
- мастерские отношений и ценностных ориентаций
|